Поиск по этому блогу

воскресенье, 14 октября 2012 г.

Борьба за независимость Алжира 1954-1962 гг.

Самая кровопролитная колониальная война на Африканском континенте шла в Алжире. Эта страна с 1848 года являлась составной частью французской метрополии, и в ней была довольно высока плотность французского населения, известного под прозвищем «черноногие».
Уже в мае 1945 года, в День Победы, мусульманские экстремисты подняли мятеж и убили более ста европейцев. В отместку французская армия и «черноногие» перебили в пятьдесят раз больше алжирцев. Но лишь в 1954 году различные группы сторонников независимости объединились под знаменем Фронта национального освобождения (ФНО). Его члены начали преследовать «черноногих» в отдаленных районах Аврских гор на юго-востоке страны. В Алжир были введены части французской армии, и вскоре в стране запылала настоящая война.
Последующие французские правительства пытались найти выход из сложившегося положения, но ФНО и «черноногие» продолжали оставаться на диаметрально противоположных позициях, и обоюдным зверствам, казалось, не будет конца. К началу 1956 года французское военное присутствие в Алжире достигло апогея: в стране размещалось около полумиллиона военнослужащих. При поддержке авиации французская армия развернула массированное наступление на бойцов ФНО, которые к концу года потеряли 14 ООО убитыми. Несмотря на это, они не были побеждены. Напротив, силы Фронта продолжали расти.
Французы по примеру англичан в Малайе проводили кампанию «души и сердца». Однако эта кампания была отчасти подорвана политикой насильственного переселения жителей деревень из районов активных действий ФНО в жалкие палаточные городки вблизи гарнизонов французских экспедиционных войск.
Начиная с середины 1956 года особенно жестокие военные действия разгорелись вокруг столицы страны Алжира. Нападения бойцов ФНО с применением гранат и бомб на французское гражданское население получали жестокий отпор со стороны «черноногих». В январе 1957 года ФНО организовал всеобщую забастовку в Алжире, но она была подавлена армией, и в городе на некоторое время воцарилось спокойствие, нарушенное в мае, когда при выходе из кинотеатра были убиты два французских парашютиста. Французские десантники немедленно отомстили, убив около восьмидесяти мусульман в турецких банях. ФНО возобновил бомбометательные террористические акции, и вновь «черноногие» стали самостоятельно вершить правосудие. Французские парашютисты, оставляя без внимания зверства, чинимые колонистами, выследили в Алжире лидеров ФНО, и к середине октября в городе опять наступило затишье.
Однако хотя французы добились военного успеха в борьбе с ФНО как в городских, так и в сельских районах, у мусульман теперь появилась постоянная внешняя база, с которой они могли осуществлять свои операции. В марте 1956 года получили неза-висимость другие французские территории в северо-западной Африке — Марокко и Тунис, поскольку они считались колониями, а не частью Франции, и в Тунис, спасаясь от французского наступления 1956 года, бежали многие группы ФНО. Дабы предупредить их проникновение обратно в Алжир, французы выстроили «линию Мориса» — электрифицированный забор вдоль пятисотмильной границы между Алжиром и Тунисом. И тем не менее бойцы ФНО ухитрялись пробираться в Алжир, где они устраивали многочисленные засады на французов. Французское командование не могло оставить безнаказанной поддержку, которую, как оно считало, оказывает Тунис ФНО, особенно после того, как над тунисской пограничной деревушкой пулеметным огнем были сбиты два французских самолета, и в феврале 1958 года французская авиация нанесла бомбовый удар по этой деревне, убив восемьдесят жителей.
Эта бомбардировка вызвала волну протестов во многих странах, где росла озабоченность по поводу применения французами пыток в отношении лиц, подозреваемых в связях с ФНО, и французское правительство было вынуждено принести свои извинения Тунису. Результатом этого шага стал взрыв возмущения правых экстремистов в Париже, обвинивших власти в недостаточной жестокости карательных акций в Алжире. И во Франции, и в самом Алжире взоры общественности устремились к генералу Шарлю де Голлю, спасшему Францию в годы войны.
Кризис в стране нарастал, и 1 июня 1958 года французский президент Коти призвал де Голля взять в свои руки бразды правления в стране. Через три дня де Голль прибыл в Алжир и заявил, что все жители страны являются гражданами Франции. Воодушевленные этим заявлением, алжирцы, как «черноногие», так и туземное население, выразили де Голлю широкую поддержку на референдуме, состоявшемся в конце сентября. Де Голль, однако, втайне был убежден, что в случае достижения в Алжире мира к власти должно быть допущено мусульманское правительство.
Чтобы умиротворить мусульман, де Голль обнародовал Маштабную программу развития, направленную на улучшение по-ложения туземного населения. Он также предложил освободить из тюрем тысячи осужденных членов ФНО и пересмотреть смертные приговоры. Мусульмане же, которые к этому времени уже развернули широкую террористическую кампанию в континентальной Франции, отвергли предложение мирных переговоров, усмотрев в нем завуалированное требование о капитуляции. «Ястребам» в лагере «черноногих» также не понравились инициативы де Голля, которые они интерпретировали как намерение нового президента предать их.
Де Голль же без излишнего шума отстранил экстремистски настроенных высших офицеров и назначил генерала ВВС Мориса Шалля командующим в Алжире, отдав ему приказ подавить сопротивление в армейской среде, с тем чтобы дать импульс миротворческому процессу. Шалль создал мобильный кулак из двух дивизий и нанес удары поочередно по каждому региону Алжира. Отличительной чертой этой операции было успешное применение тактики аэромобильных войск, когда подразделения быстро перебрасываются в заданный район на вертолетах и их наступление получает поддержку с воздуха. Операция была столь успешной, что к концу 1959 года вся территория Алжира, за исключением Аврских гор, была умиротворена. В других странах обратили внимание на примененную французами тактику, и подобные действия стали краеугольным камнем американских операций во Вьетнаме, а также сыграли ключевую роль в войне в Персидском заливе 1991 года.
В сентябре 1959 года де Голль решил создать в Алжире правительство, состоящее из алжирцев. У «черноногих» это, разумеется, вызвало резкий протест, да и в самой французской армии в Алжире возникло недовольство политикой де Голля. Кульминация наступила в январе 1960 года, когда «черноногие» воздвигли в столице страны баррикады. Лишь ливневые дожди смогли несколько охладить накал страстей, уже готовых перерасти в братоубийственные перестрелки.
Все это привело к прекращению действий, направленных против ФНО, которые были возобновлены лишь в июле 1960 года в Аврских горах. Тем временем начались переговоры с мусульманским правительством в изгнании, которые вскоре зашли в тупик.
Одновременно наблюдался резкий всплеск террористической активности, особенно в столице Алжира. «Черноногие» предъявили претензии, что им не обеспечена надлежащая защита, и вступили в сговор с недовольными офицерами алжирской армии с целью свержения де Голля. Сам же город Алжир к этому времени превратился в царство анархии, где «черноногие» без разбора устраивали нападения на французских солдат и полицию. Ситуацией воспользовались исламские радикалы, и тогда армия, полиция и «черноногие» выступили уже против них.
В самый разгар беспорядков, в ноябре 1960 года, де Голль посетил Алжир с визитом. Осознав, что решение проблемы, основанное на умиротворении обеих конфликтующих сторон, уже более не представляется возможным, он провел очередной референдум, в ходе которого 75% голосов было отдано за предоставление Алжиру независимости. В соответствии с этими результатами французское правительство объявило о начале мирных переговоров с ФНО и об одностороннем прекращении огня. Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения крайне правых в Алжире. Под руководством генерала Шалля, уволившегося в январе из ВВС, правые военные, разочарованные бессмысленными, как им казалось, жертвами армии в Алжире, решили захватить власть в стране.
Парашютисты французского иностранного легиона в Алжире подняли мятеж, и генерал де Голль обратился с проникновенным посланием к нации. Его обращение было горячо поддержано молодыми призывниками, составлявшими основу армии в Алжире. Они только и хотели побыстрее вернуться по домам, и вскоре с их помощью мятеж в армии был подавлен.
Шалль понял, что игра проиграна, и полетел в Париж заявить о капитуляции, прочие же военные лидеры правой оппозиции ушли в подполье и создали «Организацию тайной армии» (О АС).
Мирные переговоры с мусульманскими лидерами Алжира, начавшиеся в мае 1961 года, вызвали немедленное противодействие со стороны ОАС, направленное на создание такой ситуации, которая обусловила бы передачу власти в руки военных.
Армия все решительнее выступала против ОАС и «черноногих». Наконец, когда в марте 1962 года соглашение о независимости Алжира было достигнуто, оасовцы провели ряд нападений на расположения армейских частей и полицию. Однако лидеры организации были быстро пойманы. Что же касается «черноногих», то многие из них покинули Алжир в поисках лучшей доли.
4 июля 1962 года Алжир наконец получил независимость, и к власти в стране пришел Ахмед Бен Белла. Восьмилетняя борьба за независимость стоила жизни почти 17 ООО французских солдат, 3000 «черноногих» и, по разным оценкам, от 300 000 до 1 000 000 мусульман. Это была поистине самая кровавая колониальная война с 1945 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий